ru   en

Письмо БЕЛЛИС № 515 от 01.07.2019 о текущем состоянии системы технического регулирования ЕАЭС


«Письмо БЕЛЛИС № 515 от 01.07.2019 о текущем состоянии системы технического регулирования ЕАЭС»

О текущем состоянии системы
технического регулирования ЕАЭС

Уважаемый Партнер!

Обработав и систематизировав многочисленные запросы, поступившие от наших партнеров, в данном письме мы постараемся ответить на наиболее чувствительные для Вас:

  • результаты надзорных мероприятий; действия в отношении ненадлежащих органов по сертификации/испытательных лабораторий и выданных ими документов о подтверждении соответствия;

  • отсутствие дискриминации и принятие сертификатов не-российских органов по сертификации на российской таможне;

  • Постановление Правительства РФ № 300 от 21.03.2019 о полномочиях Росаккредитации по отмене/переносу в архивную часть реестра сертификатов/деклараций органов по сертификации, допустивших нарушения при выдаче документов о подтверждении соответствия;

  • письмо Федеральной таможенной службы РФ № 16-88/35497 от 16 апреля 2019г об обязательном предоставлении нотариально заверенных копий протоколов испытаний;

  • возможность (законность для) иностранного изготовителя быть заявителем на сертификацию ТР ТС. Действия в отношении сертификатов, выдаваемых на ненадлежащих заявителей на сертификацию (уполномоченных представителей изготовителя, не являющихся импортерами);

  • причины происходящих изменений в системе технического регулирования ЕАЭС/РФ;

  • вступившие в действие обязательные требования ЕАЭС по RoHS (ТР ЕАЭС 037/2016);

  • Национальные требования Беларуси по энергоэффективности/энергомаркировке (Постановление 849/2016). Текущая ситуация с разработкой единого технического регламента ЕАЭС по энергоэффективности;

  • требования Беларуси к средствам связи (TР 2018/024/BY ), вступившие в силу 01.01.2019.

1 РЕЗУЛЬТАТЫ МЕРОПРИЯТИЙ ПО НАДЗОРУ НА РЫНКЕ

     По результатам надзорных мероприятий, проведенных в Беларуси органами госнадзора в 2017 – 2019 гг., установлено, что свыше 75% испытанной электротехнической продукции не соответствуют требованиям применимых технических регламентов ЕАЭС и стандартов. За 2017-2019 год отменено 855 документов о подтверждении соответствия ЕЭАС. При этом, большинство сертификатов/деклараций на несоответствующую продукцию выдано/зарегистрировано российскими органами по сертификации. С перечнем отмененных сертификатов/деклараций можно ознакомиться на сайте государственного надзорного органа. Значительное количество отрицательных результатов находится в обработке, и по ним готовится решение.

     Согласно информации Госстандарта Беларуси, за период 2017 – 2018гг органами Госнадзора Беларуси установлен ряд органов по сертификации, аккредитованных в Российской Федерации, документы по оценке соответствия требованиям технических регламентов ЕАЭС которых связаны с неоднократными фактами поставки на территорию Республики Беларусь опасной продукции, например:

  1. ООО "Гарант Плюс" (г. Москва) - РОСС RU.0001.11АЛ16, отменено 74 сертификата и 4 декларации (электротехническая продукция);
  2. ООО «Сертификация продукции "СТАНДАРТ-ТЕСТ" (г. Москва) - RA.RU.11АВ24, отменен 21 сертификат и 1 декларация (электротехническая продукция);
  3. ООО «Сертификация и экспертиза» (г. Москва) - РОСС RU.0001.10АУ04, отменено 13 сертификатов и 1 декларация (электротехническая продукция, мебель);
  4. "РОСТЕСТ - Москва" ЗАО "Региональный орган по сертификации и тестированию" (г. Москва) - РОСС RU.0001.10АЯ46, отменено 12 сертификатов (электротехническая и швейная продукция);
  5. ООО «Сертификация и промышленная безопасность» РОСС RU.0001.11АУ05 (г. Москва), отменено 9 сертификатов (электротехническая продукция)

     Из перечисленных выше организаций аккредитация частично сохранилась только у АО "РОСТЕСТ-Москва" – аккредитация лаборатории АО «РОСТЕСТ» (аттестат аккредитации РОСС RU.001.21АЯ43) была прекращена в августе 2018г.

     Ситуация на рынке продолжает оставаться неудовлетворительной. Внимание на проблему обратило руководство стран-членов ЕАЭС. Это стало причиной досрочного отзыва в 2018 году из ЕЭК представителя Беларуси, ответственного за техническое регулирование.

     В настоящий момент между странами-членами ЕАЭС усиливается координация по выявлению деятельности ненадлежащих органов по сертификации и пресечению поставок на рынок ЕАЭС несоответствующей/контрафактной продукции. В конце 2018г. ЕЭК запустила пилотный проект по формированию системы информирования о продукции, не соответствующей требованиям техрегламентов ЕАЭС (6 регламентов, включая "О безопасности низковольтного оборудования", "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков", "О безопасности игрушек", "Электромагнитная совместимость технических средств"). Предусматривается, что при выявлении опасной продукции, не соответствующей требованиям единых технических регламентов, органы надзора стран-участниц будут принимать соответствующие меры, включая изъятие такой продукции из обращения на всей территории ЕАЭС.

2 АКТИВНОСТИ ЕЭК И РФ

     Проблемы с принятием документов о подтверждении соответствия на российской таможне, выданных не-российскими органами по сертификации, с января 2019г. отсутствуют. Ситуация была окончательно урегулирована Распоряжением Коллегии ЕЭК № 57 от 02.04.2019, которым с 01.06.2019 введен в работу общий процесс формирования и ведения единых реестров сертификатов/деклараций всех стран-членов ЕАЭС. Более того, учитывая, что большинство российских органов по сертификации выдают документы о подтверждении соответствия с нарушением правил и процедур, в настоящий момент внимание российской таможни сфокусировано именно на российских сертификатах.

     Через базу юридических документов «Консультант Плюс» и в сети интернет было распространено письмо ФТС РФ № 16-88/35497 от 16 апреля 2019г., адресованное сотрудникам таможен РФ, которое предписывает в случае представления декларантом для таможенного оформления грузов сертификатов соответствия ТР ЕАЭС, выданных не в РФ, проводить таможенный контроль при обязательном предоставлении декларантами нотариально заверенных копий протоколов испытаний и таможенных деклараций на пробы и образцы. Учитывая признаки фальсификации, нами направлены обращения в госорганы Беларуси с просьбой инициировать расследование и ФТС РФ дать публичный комментарий по данному письму; также эта ситуация была освещена нами в белорусских СМИ. В результате, ФТС РФ проинформировала Государственный таможенный комитет Беларуси о том, что данное письмо «является поддельным и содержит в себе информацию, противоречащую праву ЕАЭС и законодательству РФ о таможенном и техническом регулировании».

     В результате принятия Постановления Правительства РФ № 300 от 21 марта 2019 г. (вступило в силу с 2 апреля 2019г.), Федеральная служба по аккредитации РФ получила полномочия, в случае выявления нарушений/наличия сведений о нарушениях, допущенных органом по сертификации РФ при осуществлении процедуры подтверждения соответствия продукции (непроведение или неполное/ненадлежащее проведение необходимых работ по испытаниям/сертификации), переводить в архивную часть Реестра сертификаты/декларации такого органа, выданные/зарегистрированные за период, равный 1 году (или с даты установленного нарушения). Таким образом, в случае нарушения органом по сертификации РФ процедур подтверждения соответствия, в зону риска попадают все сертификаты органа (включая сертификаты на соответствующую продукцию).

     В режиме признания по ТР ТС 004/2011 «Безопасность низковольтного оборудования» и ТР ТС 020/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств» имеют право работать только члены СБ МЭКСЭ – Национальные Сертификационные Органы (НСО МЭКСЭ) - одна организация в Беларуси - ОАО «БЕЛЛИС», и одна организация в РФ – ФБУ РОСТЕСТ (аттестат аккредитации RA.RU.11РТ01). Прим.: АО Ростест (аттестат аккредитации RA.RU.10АЯ46) не является членом МЭКСЭ (Национальным сертификационным органом) и не имеет права признания (и сертификаты данной организации не отражаются в официальной статистике МЭКСЭ в части признанных СБ-сертификатов МЭКСЭ).

Прим.: При наличии необходимой аккредитации у Федерального бюджетного учреждения «РОСТЕСТ», большинство сертификатов ТР ТС по-прежнему выдает частный АО «РОСТЕСТ» (свыше 38 000 сертификатов, т.е. более 99%), причем значительное количество сертификатов выдается на ненадлежащих уполномоченных заявителей через связанных с ними консультантов (в частности, ООО «Р-Групп»/GMA Consult Group). Прим.: ФБУ «РОСТЕСТ» и АО «РОСТЕСТ» - два разных юридических лица.

Справочно: В соответствии с техническими регламентами ТР ТС 004/2011 «Безопасность низковольтного оборудования» и ТР ТС 020/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств» заявителем на сертификацию может быть изготовитель (в том, числе, иностранный изготовитель); в случае если заявителем на сертификацию является уполномоченное изготовителем лицо, то оно должно соответствовать требованиям Договора о ЕАЭС – а именно, выпускать продукцию в обращение на рынок Союза (т.е. быть импортером). Использование услуг ненадлежащих уполномоченных заявителей на сертификацию (не-импортеров) – существенный риск отмены сертификата.

     Текущее состояние системы технического регулирования обусловлено двумя основными причинами: недовольством стран-членов ЕАЭС сложившейся ситуацией и переделом рынка сертификационных услуг в РФ. Значительное влияние на это оказала деятельность ненадлежащих уполномоченных заявителей через их коррупционную связь с представителями системы технического регулирования. На их действия в настоящее время обращено пристальное внимание контролирующих и правоохранительных органов.

3 НОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОДУКЦИИ В ЕАЭС И БЕЛАРУСИ

3.1 ЕАЭС. ТРЕБОВАНИЯ ТР ЕАЭС 037/2016 (RoHS)

     01.03.2018 вступил в силу технический регламент Евразийского экономического союза «Об ограничении применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники» (ТР ЕАЭС 037/2016) - аналог европейской директивы 2011/65/EU (RoHS 2). До 01.03.2020 электротехническая продукция, поставляемая на рынок ЕАЭС, должна пройти процедуру подтверждения соответствия требованиям ТР ЕАЭС 037/2016 и иметь документы о подтверждении соответствия (сертификаты/декларации), выданные/зарегистрированные аккредитованным органом по сертификации ЕАЭС. БЕЛЛИС аккредитован по данному техническому регламенту и оснащен самым современным испытательным оборудованием, что позволяет обеспечить проведение испытаний по требованиям ТР ЕАЭС 037/2016 (включая вносимые в настоящий момент изменения) и Директивы ЕС 2011/65/EU (RoHS 2) в полном объеме.

3.2 БЕЛАРУСЬ. ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ СРЕДСТВ СВЯЗИ  (ТР 2018/024/BY)

     1 января 2019 года вступил в силу Технический регламент Республики Беларусь ТР 2018/024/BY "Средства электросвязи. Безопасность" (заменивший требования, действовавшие до этого в соответствии с Постановлением Совета Министров РБ 849/2016). Выпускаемые в обращение на территории Республики Беларусь средства электросвязи и другое оборудование, содержащие радио модули, подлежат обязательному подтверждению соответствия. В случае, если изделие содержит радио-модуль (например ноутбук с Bluetooth/Wi-Fi), документы о подтверждении соответствия должны выдаваться на конечное изделие (т.е. например, ноутбук). Основное отличие требований TР/2018/024/BY от ранее действовавших требований (Постановление 849/2016) – обязательное проведение испытаний в лаборатории, аккредитованной в Республике Беларусь (как для сертификации, так и для декларирования), а также обязательная маркировка поставляемых изделий знаком соответствия (TР BY). В ближайшие несколько месяцев ожидается ужесточение контроля на таможне и объектах торговли Беларуси в части проверки наличия документов о подтверждении соответствия требованиям ТР 2018/024/BY

     К нам поступают сообщения об активизации на рынке недобросовестных местных консультантов, которые дезинформируют заказчиков относительно процедуры подтверждения соответствия продукции для доступа на рынок Беларуси, что может создать значительные трудности для компаний в дальнейшем. Следует использовать надежные источники для проверки информации от консультантов.

3.3 БЕЛАРУСЬ. ТРЕБОВАНИЯ К ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭНЕРГОМАРКИРОВКЕ (ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РБ № 849/2016)

     Национальные требования Беларуси по энергоэффективности/энергомаркировке успешно введены Постановлением Совета Министров РБ № 849/2016 и действуют с 01.09.2017 (для внешних источников питания/двигателей), с 01.07.2018 (для большинства категорий бытового и офисного оборудования), с 01.01.2019 (для телевизоров/телевизионных мониторов и микроволновых печей).

     С 26.01.2019 в соответствии с Постановлением Совета Министров РБ № 759 от 23.10.2018:

- установлены обязательные требования по информированию потребителей для лампочек;

- не подлежат обязательному подтверждению соответствия по энергоэффективности сушильные машины, тостеры, электроножи, мельницы, радиоприемники, видеомагнитофоны, видеокамеры, аппаратура звукозаписывающая, другое оборудование для записи и воспроизведения изображения и звука, включая оборудование для передачи изображения и звука иными путями, чем по телекоммуникационным каналам, посредством сигналов или другим образом, за исключением телевизоров.

Справочно (уровень ЕАЭС): Проект технического регламента ЕАЭС по энергоэффективности находится в стадии разработки. Учитывая большое количество проблемных/нерешенных вопросов (

  • проект технического регламента не учитывает последние существенные изменения в законодательстве ЕС в области энергоэффективности;

  • не проведена надлежащим образом оценка регуляционного воздействия в части наличия инфраструктуры, экологического и экономического эффектов;

  • не проведена метрологическая экспертиза регламента;

  • отсутствует перечень стандартов по методам испытаний;

  • отсутствуют проекты технических листов и этикеток энергомаркировки, которые должны приниматься совместно с регламентом;

  • большое количество ошибок в тексте регламента и др.)

потребуется значительное время для его доработки/принятия. По этой причине, проект регламента ЕАЭС, вынесенный на утверждение 21.06.2019, Советом ЕЭК принят не был.

Госстандарт и Министерство промышленности Беларуси обратились в ОАО «БЕЛЛИС» с просьбой дать предложения о доработке данного регламента. О результатах будем информировать Вас дополнительно.

Будем признательны, если Вы направите в наш адрес Ваши предложения и пожелания.

Справочно (международный уровень): Организация Объединенных Наций обратилась в МЭКСЭ с инициативой создания системы оценки соответствия на глобальном уровне в рамках программы U4E. Программа направлена на развитие и внедрение требований в области энергоэффективности энергопотребляющего электрооборудования, с последующей оценкой соответствия данной продукции (испытания и сертификация).


БЕЛЛИС аккредитован и проводит работы по подтверждению соответствия электротехнической продукции требованиям технических регламентов ЕАЭС, включая ТР ЕАЭС 037/2016, а также национальных требований Беларуси: ТР 2018/024/BY и Постановления Совета Министров РБ № 849/2016 (энергоэффективность).

Мы продолжим оперативно информировать Вам о текущей ситуации и планируемых изменениях в системе технического регулирования Беларуси и ЕАЭС. Будем рады ответить на Ваши дополнительные вопросы, связывайтесь с нами по электронной почте bellis@bellis.by и/или тел./факс +375 17 243 16 41.  

ОАО «Испытания и сертификация бытовой и промышленной продукции «БЕЛЛИС»
Национальный сертификационный орган (NCB)
и испытательная лаборатория (CBTL) Беларуси в МЭКСЭ (IECEE)  
ул. Красная 8, Минск 220029, Беларусь
тел./факс: +375 17 243 16 41
e-mail: bellis@bellis.by
www.bellis.by